Госдума приняла закон, который с 2025 года вводит прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в зависимости от размера доходов граждан. Теперь налоговая ставка будет варьироваться от 13 до 22 процентов. Руководитель юридического отдела Globus IT Дмитрий Губернаторов помог разобраться, каким образом этот новый закон повлияет на ИТ-компании и какие изменения ждут российский бизнес.
Впервые о модернизации подходов к фискальной системе речь зашла еще в феврале 2024 года. Предполагается, что новая шкала поможет более справедливо распределить налоговое бремя между различными слоями населения и секторами экономики, устранить предпосылки к дроблению бизнеса и создать систему налоговых вычетов для граждан. Согласно ожиданиям, повышение ставок на НДФЛ приведет к увеличению поступлений в бюджет на 1,4 трлн рублей за 2025-27 годы, а весь законопроект увеличит поступления в бюджет в 2025 г. на 2,6 трлн рублей.
Помимо внесения изменений в налог на доходы физических лиц, внесены также изменения в части налога на дорогостоящее имущество и налога на прибыль организаций, вносятся меры поддержки инновационной деятельности, акцизы на бестабачную никотиносодержащую продукцию, созданы меры для пресечения схем уклонения от уплаты акциза при производстве алкоголя за счет использования медицинского спирта, вносятся изменения в налог на добычу полезных ископаемых. Изменения коснулись и режима УСН, они направлены на создание условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения.
Общая тенденция сводится к увеличению налоговых ставок, государственных пошлин и введению прогрессивных шкал налогообложения.
УСН и НДС
Большой резонанс вызвали изменения в упрощенной системе налогообложения. Если раньше налогоплательщики, выбиравшие специальный налоговый режим, освобождались от уплаты НДС, то теперь от этого могут быть освобождены лишь лица, чьи доходы не превышают 60 млн руб. в год. Предел, в рамках которого возможно применение упрощенной системы налогообложения, увеличен с 200 млн руб. до 450 млн руб. Но в рамках увеличенного лимита введена шкала из двух ступеней налога для НДС: 1. От 60 до 250 млн руб. – ставка 5% 2. От 250 до 450 млн руб. – ставка 7% Для порогов в 60 и 250 млн руб. также предусмотрено применение коэффициент-дефлятора, который для 2024 г. составляет 1,329. Стоит отметить, что к режимам, при которых применяются ставки НДС 5 и 7%, соответственно практически не применимы специальные ставки НДС в размере 0,10 и 20% за исключением небольшого перечня, к которым применяется ставка в 0 %. Как отмечают специалисты, Закон не содержит норм позволяющих возвратить НДС, уплаченный по ставкам в 5 и 7%. Получается, что указанный налог по своей правовой природе ближе к Налогу с продаж, чем к самому НДС. Если годовой доход вашей организации превышает 60 млн руб., советуем пересчитать перечень своих услуг и сопоставить возможность возврата НДС при общем режиме налогообложения со ставкой НДС в 20% и режиме УСН с невозвратными ставками 5 и 7% соответственно.
Налог на прибыль организаций
Ставка налога на прибыль организаций увеличится с 20 до 25% с 1 января 2025 г., повышенная часть налога идет в федеральный бюджет. Для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, ставка налога увеличилась с 0% до 5%. Вместе с тем правительством предприняты меры к защите инновационной деятельности. В новом Законе предусмотрены изменения, которыми коэффициент расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и на базы данных увеличен с 1,5 до 2. В зависимости от структуры расходов предприятия увеличение коэффициента расходов может компенсировать повышение ставки налога на прибыль. Законом также внедрен новый институт – Федеральный инвестиционный налоговый вычет, порядок которого до настоящего момента не утвержден Правительством РФ.
Госпошлины
Среди важных нововведений Законопроекта является увеличение государственных пошлин. Обращения в Росреестр за регистрацией прав на недвижимое имущество обойдется в среднем в два раза дороже. Закон также предусматривает шкалу, по которой в отношении имущества дороже 20-22 млн руб. будет применяться коммерческая пошлина в процентном отношении от стоимости объекта недвижимости. Существенным изменением стали изменения в госпошлине за рассмотрение ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством - 400 000 руб. (вместо 35 тыс. руб.), за рассмотрение ходатайства, предусмотренного законодательством о естественных монополиях, - 50 000 руб. (вместо 16 тыс. руб.).
Налог на имущество организаций, Земельный налог, Налог на имущество физических лиц
Вводится повышенная ставка налога для объектов, стоимость которых превышает 300 млн руб. Для юридических лиц налог на дорогостоящее имущество составит 2,5% годовых.
Понятия «Дробление бизнеса» и «Амнистия»
Под дроблением бизнеса понимается разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов. Как утверждают специалисты, судебная практика по спорам о дроблении бизнеса сформировала похожий с данным определением подход. Кроме того, указанное определение не разграничивает законные действия по выделению различных бизнесов в самостоятельные структуры от искусственного дробления бизнеса. Под добровольным отказом от дробления признается уплата налогов, исходя из принципа объединения в одну группу лиц. Понятие «амнистия» предполагает уплату налога по НДС за периоды в 2025 и 2026 году и освобождение от уплаты штрафов и пени за периоды в 2022-2024 год. С 12 июля 2024 г. приостанавливается вступление в силу решений ФНС о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса. При установлении факта частичного добровольного отказа от дробления бизнеса в налоговых периодах 2025 и 2026 годов обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, за период 2022-2024, прекращается в соответствующей части. Если добровольный отказ произошел в 2025-2026 г. только после выявления нарушения налоговой проверкой, то в таком случае налогоплательщик должен погасить задолженность по налогу за 2024 г.
Вывод
– Правительство предприняло ряд действий, усложняющих оптимизацию налогообложения в части уплаты НДС. Вместе с тем у компаний имеется время для того, чтобы подготовиться к повышению ставок.
– Также компаниям следует произвести переоценку своих бизнес-процессов на предмет того, какой из режимов налогообложения будет выгодным. Выбор стоит между сохранением УСН либо переходом на общий порядок.
– Добавление НИОКРа в деятельность компании может помочь в смягчении налоговой нагрузки.
– Предполагается, что повышение налоговых ставок на доходы физических лиц ляжет бременем на компании и в конечном счете на потребителя, повышая стоимость продукции. Часть специалистов опасается, что работники и работодатели могут начать избегать официального оформления своих отношений полностью либо частично.